Советы музыкального руководителя

Ритм в стихах

Ритм в стихах

Ритм - чередование различных по длительностям звуков в музыке. Мелодия организуется только в том случае, если звуки организованы ритмично, т.е. обладают определенными длительностями, чередование звуков вне определенного ритма не воспринимается как мелодия. Это происходит потому, что ритм обладает большой выразительной силой, подчас она настолько ярко характеризует мелодию, что ее можно узнать только по обозначению длительности звуков.

Чтение детям стихов помогают развить чувство ритма, память, выразительную и эмоциональную речь. Стихи следует подбирать с ярким сюжетом. Одно-два стихотворения на одно занятие.

Например:

Тигренок.

Эй, не стойте слишком близко.

Я тигренок, а не киска.

 

Барабан.

Мне купили барабан – бом, бом, бом.

Я на нем играю сам – бом-бом-бом.

(проговаривая текст ритмично хлопать в ладоши, по животу, по коленкам, по барабану).

 

При ежедневных, пусть и непродолжительных занятиях слух быстро развивается, и очень скоро ребенок начнет петь маленькие песенки довольно чисто, у него появится интерес к музыке и возможно в вашей семье растет Моцарт или Чайковский

 

 «Следы»

Скачет зайка

Скок-поскок, скок-поскок, скок-поскок!    Прихлопывают в ладоши ритм.

А лисичка – топа-топ, топа-топ, топа-топ!   Поочередно ударяют по коленям, отстукивая ритм.

Ну, а мишка-топотун –                               Поочередно стучат ногами по полу, отмечая ритм

Топ-туп, топ-туп!  

 

«Два зайчика»                                Дети прихлопывают ритм.

Зайка маленький бежал,

По дорожке он скакал.

Прыг-прыг-скок, прыг-прыг-скок –

По дорожке он скакал.

Поочередно ударяют ладонями по коленкам (ритм – равномерные четвертные длительности)

Ну, а заинька большой

Тоже прыгал под сосной.

Скок-скок, скок-скок –

Медленно скакал дружок.

 

 «Цапки»

Киска лапками играла,       Ударяют одновременно обеими ладошками по коленям

                                          четвертными длительностями

Киска лапками стучала:         

Цапа-цапа-цапа-цапа,              Восьмыми длительностями хлопают по коленям.

Цапа-цапа-цапа – Цап!             Быстро прячут руки за спину.

 

«Котенок и щенок»

Я – котик музыкальный,

Я музыку люблю.

Послушайте, ребята,

Как нежно я пою:

Мяу-мяу, мур-мур-мур!            2 удара по коленям, 3 хлопка в ладоши.

Мяу-мяу, мур-мур-мур!             Повторение хлопков

А  я, щенок веселый,                Поют песенку.

Люблю я петь, друзья.

Послушайте, ребята

Как громко лаю я:

Тяф-тяф,тяф-тяф,                     4 удара по коленям в ритме четвертей.

Ав-ав-ав-ав-ав!                         Хлопки восьмыми.

 

 «Оркестр»

Тук-тук-тук, тук-тук-тук!-         Дети отстукивают ритм на ложках.

Ложки  застучали.

Тук-тук-тук, тук-тук-тук!-

Детки заиграли.

Динь-динь-динь!-                      Играют на погремушках.

Пляшет погремушка.

Динь-динь-динь, динь-динь-динь!-

Звонкая игрушка.

Там-там, там-там!-                    Четвертными длительностями ударяют кулачком в бубен

Бубен веселится.

Там-там, там-там!-

Не надо торопиться!

Тра-ля-ля,тра-ля-ля !-  Играют все вместе.

Вместе мы играем,

Тра-ля-ля, тра-ля-ля! –

Дружно подпеваем.

 

«Едем на лошадке»

Едем, едем,

К бабе, к деду.

На лошадке, в красной шапке.

По ровной дорожке

По камушкам, по кочкам.                               

А потом в яму бух,                      

Из ямы ух!                                     

 

«Ехал пан»

Ехал пан, ехал пан                             Идут

Шагом, шагом, шагом, шагом!

Ехал пан, ехал пан.

Рысью, рысью, рысью,  рысью!            Бегут

Ехал пан, ехал пан

Махом, махом, махом, махом!              Бегут быстрее

В яму бух!                                          Присели

Их ямки – ух!                                     Встали

Из ямки выбирается

К маме забирается.

свернуть

Музыкальные игры в семье

Игра — основной способ обучения и воспитания дошкольников.
В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых в будущем будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. Музыкальная игра являются важным средством развития музыкальной деятельности ребенка. Музыкальные игры помогают привить любовь к музыке, заинтересовать основами музыкальной грамоты, вызвать интерес и желание участвовать в них. В результате ребенок учится любить, ценить, понимать музыку и получает необходимые знания об основах музыкальной грамоты.
Для музыкального воспитания и развития ребенка в семье  предлагаем вам, родители, простые музыкальные игры. В эти игры вы можете играть как вдвоем, например ребенок и мама, так и всей семьей дома, на семейных праздниках, по дороге в детский сад.

«АПЛОДИСМЕНТЫ»
Одна из самых простых музыкальных игр – на запоминание прохлопанного ритма. Первый из участников придумывает простейший ритм и прохлопывает его в ладоши. Второй участник повторяет и придумывает другой ритм и прохлопывает. И так далее.

«СТУЧАЛКИ»
Для этой игры нужны музыкальные инструменты. Если дома нет музыкальных инструментов, подойдут предметы, с помощью которых можно извлечь звук, например металлические столовые приборы, кубики и др. Желательно использовать разные по тембру материалы – деревянные шкатулочки или пластиковые коробочки, металлические банки и кастрюли. Стучать по ним можно металлическими палочками или ложками.
Первый участник придумывает и «проигрывает» ритм на предметах, например, железными палочками простучать часть ритмического рисунка по деревянной поверхности, а часть – по металлической. Второй участник повторяет ритмический рисунок с использованием тех же самых предметов и тембров.

«БУДЕМ ПЕТЬ ПЕСЕНКУ ПО ЦЕПОЧКЕ»
В игре используются песни, которые знают все участники игры, например детские песенки из мультиков. Первый участник начинает петь песню и поет первую строчку, вторую строчку песни поет следующий участник и так далее. Цель игры спеть песенку без остановок.

«ЗВУКИ ВОКРУГ НАС»
Участники прислушиваются к звукам, которые их окружают и по очереди пропевают. Например, участник говорит, что слышит гул летящего самолета и поет на одном звуке: у-у-у-у-у, также участник изображает голосом приближающийся и улетающий самолет, постепенно усиливая и ослабляя звучание.

«ЗАЙМИ МЕСТО»
В эту игру желательно играть большой семьей. Это самая любимая игра детей. На середину комнаты в кружок ставят несколько стульев, количество стульев зависит от числа игроков и должно быть на один меньше. Ведущий включает веселую и ритмичную музыку, игроки бегают вокруг стульев, при окончании звучания музыки участники игры садятся на стулья. Тот, кто не успел занять стул или сел мимо, должен выйти из игры. Вместе с ним убирается один стул. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок вместе с одним стулом. Игру можно разнообразить движениями. Бег можно заменить, прямым и боковым галопом, хороводом, танцевальными движениями, а также вместо бега можно передавать в движении образ животного или другого сказочного персонажа.

«ГРОМКО-ТИХО»
Для игры подойдут 2 одинаковых предмета, но разные по размеру, например два кубика: большой и маленький. Первый участник поет отрывок песни, а второй должен показать с помощью предмета как спел первый участник: большой кубик – громко, маленький кубик – тихо.
Другой вариант игры. Первый участник показывает маленький кубик, второй участник должен тихо спеть песенку или пропеть своё имя. Второй участник показывает большой кубик, следующий участник должен громко исполнить песню или пропеть своё имя.

«УГАДАЙ МЕЛОДИЮ»
Первый участник пропевает мелодию известной песни на любой слог (ля-ля-ля, на-на-на, второй участник должен угадать название песни. После правильного ответа, второй участник загадывает мелодию другому участнику и пропевает её и т. д.

«ПЕСНЯ-ТАНЕЦ МАРШ»
Первый участник называет любой жанр музыки, второй участник его должен изобразить движениями (если это марш или танец) или спеть песню (если жанр песня). После выполнения задания второй участник называет жанр, а следующий участник показывает жанр и т. д.

свернуть

Музыкальное воспитание в семье

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на  общее  развитие   малыша: формируется   эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и жизни.

Очень важно, чтобы  уже  в   раннем  возрасте  рядом  с ребенком оказался взрослый, который  смог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность ее прочувствовать.

Во всем мире признано, что лучшие условия для развития воспитания ребенка раннего возраста,  в  том числе  и  музыкального, создаются в семье. Это зависит от врожденных музыкальных задатков, образа жизни семьи, ее традиций,  отношения  к   музыке   и  музыкальной   деятельности,  от  общей культуры…

Первичным, ведущим видом музыкальной деятельности детей является восприятие музыки. Этот вид деятельности доступен ребенку с момента рождения. Колыбельная песня матери — первое знакомство с музыкой. Отсутствие музыкальных впечатлений делает невозможным усвоение музыкального языка.

Младенец  рождается  с  практически неразвитым  зрительным  анализатором, но он уже способен различать многие звуки  и  необычайно  чутко реагировать на них.  Первые реакции на звуки довольно примитивны: вздрагивание, моргание, плач, замирание. Постепенно развивается внимание к звуку, способность к локализации источника звука. Значительно медленнее развивается у детей звуковысотный слух.

Чувство ритма заложено в каждом ребенке, но чувству музыки  можно и обучить. Нужно слушать вместе с ребенком любую музыку, а также детские и колыбельные песенки. Следует поощрять в  нем желание танцевать, маршировать, прихлопывать в ладоши, поощрять также желание играть на музыкальных инструментах. Первым   инструментом может   быть   один   из ударных, а таковым может служить   все, начиная от сковородки и заканчивая бубном.

С.Лупан в своей книге «Поверь в свое дитя» призывает родителей: «Пойте!».   Если родители стесняются своего пения, лучше делать это только в присутствии малыша. Следует петь детские песни, для того чтобы ребенок усвоил  серию простых мелодий и научился их воспроизводить, нужно петь и «взрослые» песни.

Дети могут чувствовать музыку ничуть не хуже взрослых. Правда, им не будут понятны все слова. Но ведь взрослые, слушая иностранную музыку, тоже не понимают слов.

С.Лупан рекомендует родителям приобрести для двухлетнего ребенка — магнитофон или плеер.  Это даст возможность малышу самому слушать музыку.

Нужно записывать на диски, флешки  разную музыку (хорошего  качества), называть имена исполнителей, обращать внимание ребенка  на красоту человеческого голоса, его неповторимость.

Для музыкального развития в семье используют следующие педагогические методы:

  • Наглядно-слуховой метод — основной.

Если ребенок растет в семье,  где звучит не только развлекательная, но и классическая и народная музыка, он, естественно, привыкает к ее звучанию, накапливает слуховой опыт в различных формах музыкальной деятельности.

  • Наглядно-зрительный метод в семейном воспитании имеет свои преимущества. Он предполагает показ детям книг с репродукциями картин, знакомство  малышей с народными традициями, обрядами.
  • Словесный метод тоже важен. Краткие беседы о музыке, реплики-взрослого помогают ребенку настроиться на ее восприятие. Во время слушания взрослый может обратить  внимание ребенка на смену настроений, на изменения  в  звучании.
  • Практический метод(обучение игре на детских музыкальных инструментах, пению  музыкально- ритмическим движениям) позволяет ребенку овладеть определенными умениями и навыками исполнительства и творчества.

Рекомендации:

  • Пусть в вашем доме царит дух любви и уважения к музыке.
  • Постигайте музыку вместе с ребенком, удивляйтесь, огорчайтесь, радуйтесь вместе с ним, когда музыка звучит.
  • Пусть музыка будет желанным и почетным гостем в вашем доме.
  • Пусть у ребенка будет много звучащих игрушек: барабанчиков, дудочек, металлофонов. Из них можно организовать семейные оркестры, поощрять «игру в музыку».
  • Приучайте детей к внимательному слушанию музыки, просто так  включенный телевизор – враг музыкального воспитания. Музыка воздействует только в том случае если ее слушать.
  • Отнеситесь к музыкальной стороне развития своего ребенка со всей серьезностью, и вы обнаружите, что добились очень многого во всем, что связано с его правильным воспитанием.
  • Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное развитие ребенка как можно раньше.
  • Не следует огорчаться, если у вашего малыша нет настроения что-нибудь спеть, или ему не хочется танцевать. Или если и возникают подобные желания, то пение на ваш взгляд, кажется далеко от совершенства, а движения смешны и неуклюжи. Не расстраивайтесь! Количественные накопления обязательно перейдут в качественные. Для этого потребуется время и терпение.
  • Отсутствие какой-либо из способностей может тормозить развитие остальных. Значит, задачей взрослого является устранение не желаемого тормоза.
  • Не прикрепляйте вашему ребенку ярлык «немузыкальный», если вы ничего не сделали для того, чтобы эту музыкальность у него развить.
свернуть