Специальное образование

Ресурсные центры Минской области по вопросам специального образования

Республиканский центр инклюзивного образования

Государственное учреждение образования «Вилейская специальная общеобразовательная школа-интернат» Областной ресурсный центр специального образования для детей с нарушениями речи и трудностями в обучении

Государственное учреждение образования «Ждановичская специальная общеобразовательная школа-интернат» Областной ресурсный центр специального образования для детей с нарушением слуха

Государственное учреждение образования «Молодечненская специальная общеобразовательная школа-интернат» Областной ресурсный центр специального образования для детей с нарушениями зрения

Государственное учреждение образования «Молодечненская санаторная школа-интернат» Областной ресурсный центр по обеспечению физической реабилитации учащихся

Государственное учреждение образования «Борисовский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» Областной ресурсный центр специального образования для детей с расстройствами аутистического спектра

Государственное учреждение образования «Детский сад № 1 г. Вилейка» Ресурсный центр инклюзивного образования

Государственное учреждение образования «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации г. Молодечно» Областной ресурсный центр специального образования для детей раннего возраста с особенностями психофизического развития

Государственное учреждение образования «Специальный детский сад № 2 г. Молодечно» Районный ресурсный центр специального образования для детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Государственное учреждение образования «Руденская вспомогательная школа-интернат» Областной ресурсный центр специального образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью

Государственное учреждение образования «Слуцкий районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» Областной ресурсный центр специального образования по работе с родителями, воспитывающими детей с особенностями психофизического развития

Государственное учреждение образования «Средняя школа №1 г. Солигорска» Областной ресурсный центр по развитию инклюзивного образования

свернуть

Современные подходы к интеграции обучения и воспитания в образовательном пространстве

 

На современном этапе формируется единое образова­тельное пространство, которое призвано реализовать право граждан на образование, включая равный доступ к образованию, возможность получения образования независимо от места жительства, и характеризуется единой нормативной правовой базой в области образования.

В соответствии с законодательством государства, лица с особенностями психофизического  развития (далее – ОПФР) имеют право на обучение в учреждении образования общего назначения. Что содействует развитию интегрированного обучения и воспитания как действенной меры, способствующей предотвращению дискриминации лиц с ОПФР, повышению толерантности общества, воспитанию человеколюбия и росту взаимопонимания между людьми. На этой основе приоритетом государственной политики в об­ласти образования детей с ОПФР является ин­клюзивное (включенное) образование, предполагающее их об­учение в обычном учреждении (рядом с домом), когда в ней создаются необходимые условия для удо­влетворения специальных образовательных потребностей.

В последнее десятилетие Республика Беларусь сделала качественный скачок в развитии интегрированного (инклюзивного) обучения и воспитания и медикопсихосоциальной поддержки детей с ОПФР. В нашей стране согласно Закону о правах ребенка и Закону о социальной защите инвалидов, детям с ОПФР гарантированы выбор ими или их роди­телями учреждений образования, получение базово­го и профессионального образования. Создаются предпо­сылки для формирования единого образователь­ного пространства, преодоления изоляции детей с ОПФР и их совместного об­учения с обычными детьми.

Закон Республики Беларусь «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)» трактует интегрированное обучение и воспитание как организацию специального образования, при которой обучение и воспитание лиц с особенностями психофизического развития осуществляются в учреждениях образования общего типа, создавших специальные условия для пребывания и получения образования такими лицами. При этом специальные условия для получения образования лиц с ОПФР – это специальные учебные программы и методики обучения, индивидуальные технические средства обучения, специальные учебные пособия, адаптированная среда жизнедеятельности, а также педагогические, медицинские, социальные и иные виды помощи, без которых невозможно или затруднено освоение соответствующих учебных программ лицами с особенностями психофизического развития.

Группы интегрированного обучения и воспитания создаются в учреждениях образования для совместного обучения лиц с особенностями психофизического развития и лиц, не имеющих физических и (или) психических нарушений.

Интегрированное обучение и воспитание здоровых детей и с инвалидностью в Республике Беларусь ведется повсеместно. В рамках интегрированного обучения в Республике Беларусь сегодня создана гибкая система специального образования, позволяющая удовлетворить разнообразные нужды и потребности детей с особенностями психофизического развития. Воспитанники с особенностями развития учатся вместе со здоровыми детьми и в то же время располагают возможностями удовлетворять свои особые потребности. Каждый ребенок осваивает программу, соответствующую его познавательным возможностям.

В осуществлении интегрированного обучения и воспитания выделяются следующие приоритеты: включение всех воспитанников группы в социальное взаимодействие; педагогическое руководство преодолением адаптивного когнитивного кризиса, обусловленного различной подготовленностью к обучению и различными возможностями и потребностями детей, и адаптивного поведенческого кризиса, вызванного явной или скрытой отчужденностью воспитанников с психофизическими нарушениями.

Открытие групп интегрированного обучения и воспитания не обусловливается спецификой имеющихся у детей нарушений, их выраженностью, характером (сенсорные, двигательные или интеллектуальные). Интеграция признается возможной и нужной при любой форме нарушения и инвалидности, если учтены особые потребности детей и созданы специальные условия, обеспечивающие их удовлетворение, а именно: безбарьерная среда на улице, в помещении; образовательное пространство, обеспеченное необходимыми дидактическими средствами; работа в группе интегрированного обучения двух педагогов. При интеграции дети вводятся в регулярное образовательное пространство. Включение (инклюзия) выражает политику и процесс, которые дают возможность всем детям принимать участие не только в образовательных, но и социальных программах. Различие подходов состоит в признании необходимости изменения общества, чтобы оно учитывало и приспосабливалось к индивидуальным потребностям людей, а не только люди с ОПФР адаптировались к требованиям общества.

свернуть

Инклюзия. Образование для всех!

Что такое инклюзия? 

     Одной из активно обсуждаемых в последнее время тем в системе образования является инклюзия. Понятие «инклюзия» принято на Всемирной Конференции по образованию лиц с особыми потребностями и отражено в Саламанской Декларации лиц с особыми потребностями.

    Т. В. Варенова в своей статье "Инклюзия как приоритетное направление в международной образовательной политике" (Народная асвета, №6, 2013. – с. 87–91.) пишет:

    "Понятие «инклюзия» от английского inclusion – включение, пока нигде не имеет четкого определения, существуют самые различные его формулировки. Инклюзия выступает как принцип и как концепциямодель образования и форма интеграциипроцесс признания и увеличение степени участия; принадлежность к сообществу, возможность участия; социокультурная технология и др.

    В международных документах инклюзия чаще всего трактуется как органичное соединение специального и общего образования с целью создания условий для преодоления у детей социальных последствий генетических и биологических отклонений развития; а инклюзивное образование — политика государства, направленная на полное включение всех детей в общеобразовательный процесс, их социальную адаптацию, несмотря на возраст, пол, этническую, религиозную принадлежность, особенности развития путем активного участия семьи, коррекционно-педагогической и социальной поддержки персональных потребностей ребенка.

    Инклюзивное образование рассматривается как закономерный процесс в развитии образования, базирующийся на признании того, что все обучающиеся могут обучаться совместно во всех случаях, когда это является возможным, несмотря ни на какие трудности или различия, существующие между ними; как механизм обеспечения равных возможностей в получении образования для обучающихся с разными образовательными потребностями.

      При инклюзивном образовании образовательный процесс организуется таким образом, что все обучающиеся, вне зависимости от их особенностей (психофизических, культурных, социальных, языковых и т.д.) и способностей, включены в общую образовательную систему и обучаются в учреждениях основного и дополнительного образования, учитывающих их особые образовательные потребности и оказывающих им необходимую поддержку.

       В международной практике инклюзивное образование организуется и развивается для обеспечения равных возможностей в получении образования обучающихся с разными образовательными потребностями: одаренных и талантливых детей; детей с нарушениями поведения, с девиантным поведением; детей, представляющих национальные меньшинства и семьи мигрантов, беженцев, вынужденных переселенцев; детей, находящихся в социально опасном положении; детей с особенностями психофизического развития и др.

      Система образования Республики Беларусь предусматривает целенаправленную работу с различными группами учащихся с особыми образовательными потребностями в рамках единого образовательного пространства, что отражено в нормах Кодекса Республики Беларусь об образовании. Все элементы этой системы взаимодействуют с учетом принципа преемственности и обеспечивают равный доступ к получению качественного образования всем обучающимся.

Таким образом, инклюзия – это включение всех в единый и совместный образовательный процесс. 

 В чем отличие "инклюзии" от "интеграции"?

     Интеграция (лат. integer – целый) в системе образования означает создние единого образовательного пространства, сближение общего и специального образования, обучение детей с ОПФР в условиях, максимально приближенных к обычной среде с наименьшими ограничениями.

     Инклюзия – это реформирование учебных заведений и перепланировка учебных помещений таким образом, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех без исключения детей. Н.Н. Малофеев расширяет этот термин, указывая, что инклюзия обеспечивается лишь при условии отсутствия в учебном заведении физических, психологических или иных барьеров, и условии наличия компетентных педагогов, соответствующего методического и технического оснащения. Как указывает А.М. Змушко, многие не находят разницы между интегрированным обучением и воспитанием и инклюзивным образованием.

    Таким образом, интегрированное обучение и воспитание - это организация специального образования, при которой обучение и воспитание лис с особенностями психофизического развития осуществляется одновременно с лицами, не относящимися к лицам с особенностями психофизического развития.

Инклюзивное образование - обучение и воспитание, при котором обеспечивается наиболее полное включение в совместный образовательный процесс обучающихся с разными образовательными потребностями, в том числе с особенностями психофизического развития, посредством создания условий с учетом индивидуальных потребностей, способностей, познавательных возможностей обучающихся. (по материалам сайта Министерства образования Республики Беларусь http://edu.gov.by/sistema-obrazovaniya/spets-obr/ )

     Инклюзивное образование как новая концепция основывается на иных ценностях, чем традиционное образование и требует изменения привычных, формировавшихся долгие годы представлений. Это процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным запросам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особенностями психофизического развития как фокусной группы в первую очередь" 

Вместе с тем, инклюзивное образование считают логическим продолжением идей интегрированного обучения, предшествовавшего инклюзии хронологически, идеологически и технологически.

Так как, в развитии интеграционных тенденций в образовании можно выделить три этапа:

1. Мейнстриминг (mainstreaming) – общий поток – преобладает физическая интеграция и обучение ребенка-инвалида осуществляется по отдельной программе.

2. Интегрированное обучение и воспитание – преобладает образовательная интеграция и обучение по типовым программам соответствующей специальной школы.

3. Инклюзивное образование – социальная интеграция и обучение по единым национальным программам с необходимой их адаптацией.

Интеграцию и инклюзию можно рассматривать как две фазы одного процесса:

1) сначала обеспечивается просто присутствие,

2) затем полное включение в образовательную систему.

Характерные особенности образовательного процесса при интеграции:

- внимание направлено на проблемы «особых» детей;

- изменение ребенка с проблемами, адаптация его к предлагаемым условиям;

- преимущество от этого процесса получают только дети с особыми потребностями;

- организуют образовательный процесс специалисты и специально подготовленные педагоги;

- образовательный процесс предполагает использование специальных методов обучения и коррекции для детей с особенностями психофизического развития;

- ассимиляция детей с особенностями психофизического развития под условия социальной системы.

Характерные особенности образовательного процесса при инклюзии:

- внимание направлено на всех детей детского сада, школы;

- изменение условий, образовательной системы: детского сада, школы, с учетом образовательных потребностей детей;

- преимущества получают все дети;

- образовательный процесс организуется с помощью творческой командной работы всех его участников: детей, родителей, педагогов, специалистов;

- качественное обучение и воспитание всех детей;

- трансформация социальных условий, включающих всех участников социальной системы.

     Отечественные и зарубежные исследователи при изучении феномена образовательной интеграции и способов его реализации в образовательной практике опираются на имеющие много общего методологические, философские и научно-теоретические позиции, а именно: культурно- историческая концепция в психологии, теория деятельности, идея единства закономерностей развития в условиях онтогенеза и дизонтогенеза и др.

    Интеграция означает приведение потребностей учащихся с психическими и физическими нарушениями в соответствие с системой образования, остающейся в целом неизменной. Другими словами, интеграция предполагает адаптацию обучающегося к требованиям системы, тогда как инклюзия заключается в адаптации системы к потребностям лиц с особенностями развития.

В 2015 году Министерство образования Республики Беларусь приняло Концепцию развития инклюзивного образования лиц и особенностями психофизического развития в Республике Беларусь и утвердило план мероприятий по реализации в 2016-2020 годах данной Концепции.

Концепция развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь.

План мероприятий по реализации в 2016-2020 годах Концепции развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь

Рекомендации в области психолого-педагогического и организационного обеспечения развития инклюзивного образования в государствах-участниках СНГ и его эффективных образовательных практик

свернуть

Важно прочесть!

Кевин Алан Милн «Шаги навстречу»

Жизнь семнадцатилетней Энн может оборваться в любой момент. Ее диагноз звучит как приговор. Единственная надежда на спасение — пересадка сердца. Энн требуется покой, ведь каждый день может стать для нее последним. Однако в семье постоянные ссоры, скандалы... Кажется, уже ничего нельзя исправить, но однажды простая игра меняет все...

Дж. Маццариол «Мой брат — супергерой»

Джакомо пять лет, у него две сестры, и он мечтает о брате, с которым можно будет играть в понятные только мальчишкам игры. И вот родители объявляют, что долгожданный брат скоро появится. Но он будет «особенным». Джакомо думает, что в их семье появится супергерой, с которым они вместе спасут мир. Джованни рождается, и оказывается, что особенный - это значит «с особенностями развития». Это история-рассказ старшего брата о младшем. О том долгом пути, который пришлось проделать подростку, чтобы понять, что «синдром Дауна» - это не диагноз и не приговор, а всего лишь одна лишняя хромосома.

Владислав Крапивин «Та сторона, где ветер»

Пестрят в небе разноцветные квадратики воздушных змеев. Это ребята увлекаются воздушными змеями. Однажды. в небе появляется белый змей — он поднимается выше всех и почему-то не отвечает на сигналы. Разозленный Генка сбивает змея из катапульты и затем спешит к месту падения, чтобы увидеть хозяина. Хозяином оказывается недавно приехавший в город Владик, потерявший зрение...

Софи де Сегюр «Маленький горбун»

Родители маленькой Христины ведут светский образ жизни и почти не обращают на дочь внимания. Девочка привязывается к соседскому мальчику Франсуа - сыну самого богатого человека в округе. Добрый и отзывчивый мальчик обладает единственным недостатком - он горбун. Но Христина не замечает физического увечья своего друга и ценит его за душевные качества.

Байерс Бетси «Лебединое лето»

Cape Годфри 14 лет и она переживает самое трудное время - период взросления. Еще вчера она была веселым, довольным ребенком, а сегодня поняла, что весь мир - ужасен. Жизнь, и правда, не мила, если у тебя умерла мама, папа живет далеко и приезжает редко, а младший брат Чарли после тяжелой болезни не умеет разговаривать. Однажды Чарли пошел разыскивать пленивших его лебедей и заблудился в лесу. Поиски брата перевернули Сару, и она заново, любящим и радостным взором увидела мир и тех, кто окружает ее.

Иен Стракан «Паренек в пузыре»

В центре повествования Адам, подросток с серьезными, очень редкими, нарушениями иммунной системы. Его организм лишен сопротивляемости. Самая легкая инфекция для Адама смертельна. Поэтому он должен жить в полиэтиленовой палатке в полной изоляции. Даже родная мама не может дотронуться до него. Адам много читает, много знает, с ним интересно общаться, пусть даже и через микрофон. Дружба с Адамом оказывает большое влияние на Энн, которая однажды знакомится с мальчиком. Общаясь с Адамом, девочка осознает, что все проблемы ее друзей и близких решаемы, чаще всего они их создают сами или придумывают, не умея ценить жизнь и здоровье.

Джимми Лиао «Звучание цвета»

Книга и рисунки на ее страницах открывают перед нами новый мир. Мир незрячей девочки. Несмотря на то, что видеть окружающий мир она не может, он есть. Есть прекрасные звуки и волшебные краски воображения, которыми героиня рисует все, что происходит вокруг. Особенность этой книги в том, что девочка в детстве могла видеть, она помнит тот, «настоящий», мир, она теряла его постепенно, но не потеряла с ним силу и желание жить. Именно этой страстью к жизни истории могут помочь многим читателям – маленьким и большим. Иллюстрации в технике акварель отлично дополняют повествование, их можно рассматривать бесконечно.

Мэтью Грин «Воспоминания воображаемого друга»

Макс Дилэйни не одинок. У него есть друг Будо. Правда, Будо — воображаемый друг, только Макс может его видеть и с ним общаться. Мало кто об этом знает, но у большинства детей есть такие воображаемые друзья, они присматривают за своими подопечными вплоть до того момента, когда ребенок перестает их воображать. Тогда они исчезают. Но друг Макса — особенный, он задержался рядом с Максом дольше обычного, и, когда случилось несчастье, он единственный, кто приходит на помощь другу. Ведь для друга нельзя жалеть ничего, даже жизни.

Энн Норрис Болдуин «Еще немного времени»

История мальчика по имени Мэтт, у которого синдром Дауна. Повествование ведется от лица его десятилетней сестры Сары. Очень искренне рассказывает Сара о жизни своей семьи, в которой появился Мэтт, о своих чувствах и переживаниях. Благодаря Мэтту, Сара и все дети в их семье взрослеют быстрее своих сверстников. А главное, они понимают, что настоящая семья – это когда все любят друг друга за то, что он есть, помогают и поддерживают в любой ситуации. И тогда проблемы решаются легче.

 

Ая Кито «Один литр слез»

Дневник японской школьницы Аи Кито, которая умерла от редкого заболевания в возрасте 26 лет. Девушка боролась со своей страшной болезнью в течение 10 лет. Ая хотела помогать людям, и ей это удалось: после публикации дневника, который девушка вела с 15 лет, она получила множество писем со словами благодарности от людей с такой же болезнью. Дневник Аи заставил людей любить жизнь и не терять надежды. В 2005 году книга была экранизирована.

 

Айвен Саутолл «Пусть шарик летит»

Повесть рассказывает об одном дне жизни двенадцатилетнего Джона, страдающего от последствий ДЦП. Однажды родители оставляют его на весь день одного. Джон решает воспользоваться случаем - доказать себе и окружающим, что он ничем не отличается от своих сверстников.

 

Дэниел Киз «Цветы для Элджерона»

Чарли Гордон – мужчина с интеллектуальной недостаточностью, у него есть друзья, любимая работа. Он добрый, безобидный, мечтает научиться читать и писать. У Чарли появляется шанс развить свои интеллектуальные способности. Мужчина соглашается на экспериментальную операцию. Риски велики, но Чарли готов на все. После операции мужчина начинает обучаться и ведет дневник, в котором рассказывает обо всех своих переживаниях. С интеллектуальным развитием меняются не только его умственные способности, но и взаимоотношения с людьми, картина мира в целом.

 

Михаил Самарский «Радуга для жизни»

Лабрадор Трисон – новый друг и помощник Саши. А помощь мальчику нужна: он потерял зрение в автокатастрофе. Преданная собака-поводырь способна, оказывается, услышать заветные мечты друга и даже подарить ему самую настоящую радугу. Благодаря искренней любви этой умной и преданной собаки мальчик смог снова радоваться жизни.

 

Альберт Лиханов «Солнечное затмение»

Лена – умная, добрая, веселая, много читает. Кажется, что у девочки есть все - любящие и заботливые родители, уютный дом. Только одна беда случилась в этой семье - Лена не может ходить. Большую часть времени она проводит в интернате, где ей могут оказать необходимую помощь в повседневных делах. Федя - друг Лены, занимается спортом. Физически сильному мальчику приходится тяжело морально, потому что Федя из неблагополучной семьи. Ребята общаются, начинают дружить, помогают друг другу в сложных ситуациях. «Сложности нужно просто постараться пережить, как солнечное  затмение, за которым опять последует яркий и теплый день», - не раз говорит Федя своей подруге.

 

Жан-Доминик Боби «Скафандр и бабочка»

Два месяца, по три часа изо дня в день ассистентка Боби проговаривала алфавит, а он ей подмигивал на нужной букве. Понадобилось 200 000 морганий, чтобы родилась эта книга. Так, не сказав ни слова, Жан-Доминик Боби поведал миру о том, как внутри СКАФАНДРА отказавшего тела, пытается жить непокорная бабочка — ДУША.

 

Алан Маршалл «Я умею прыгать через лужи»

Главным героем автобиографической повести является мальчик, родившийся в австралийской семье. В детстве он перенёс полиомиелит, в результате которого потерял возможность ходить. Мужество главного героя, его сила духа и вера в справедливость помогают преодолеть свой недуг. Костыли никуда не денутся, но он не позволит им влиять на свою жизнь. В основу сюжета повести легла тема стремления преодоления последствий болезни, переживаемых страданий, обретения возможности вновь ходить с помощью костылей.

 

Владимир Короленко «Слепой музыкант»

Герой повести – слепой от рождения мальчик – не замкнулся в себе, не воспринял свою слепоту как несчастье, а с помощью заботливых родных и друзей смог выбрать жизненный путь, стать знаменитым музыкантом.

 

Хелен Адамс Келлер «История моей жизни»

Автобиография  Хелен Келлер. Родилась Хелен здоровым ребенком, но в 19 месяцев доктора констатировали, что у нее пропали зрение и слух. Известие стало ударом для родителей малышки. Девочка не могла нормально развиваться, ведь она не видела, не слышала и не понимала, как начать говорить. Однако спасение пришло в лице преподавательницы Энн Салливан. Хелен смогла преодолеть все ограничения.

Анна Анисимова «Невидимый слон»

Трогательный рассказ слепой девочки, в котором описана ее повседневная жизнь с родителями. Благодаря книге  можно понять, что жизнь без зрения тоже может быть яркой, полной любви и интересных событий. История понравится всем, кто решится прочитать откровения ребенка.

Шерон Дрейпер «Привет, давай поговорим»

11-летняя Мелоди не может ходить, говорить, самостоятельно есть и умываться. У девочки ДЦП. Она учится в коррекционном классе. На самом деле Мелоди знает и понимает ничуть не меньше, чем здоровые ребята. Ее окружают миллионы невысказанных слов, она любит петь «в уме» и даже понимает испанский.

Со временем у девочки появляется специальный компьютер для общения, а еще — возможность посещать уроки в обычной школе. Мелоди попадает в школьную команду знатоков и начинает готовиться к игре в «Вундеркиндов». 

Джин Литтл «Неуклюжая Анна»

Книга позволяет увидеть мир особого ребенка его глазами. Автор очень деликатно рассказывает об «особых школах», о том, как защититься от недопонимания и насмешек. Эта история помогает понять, что все трудности преодолимы, и необходимо верить в свои силы.

Глейцман Моррис «Болтушка»

История немой девочки Ровены Бэтс, которая поступает в обычную американскую школу и пытается найти друзей. Папа считает Ро необычайной болтушкой, да и сама девочка с ним согласна — она все время говорит, только не вслух, а в уме.

Ник Вуйчич «Любовь без границ»

У автора нет рук и ног, в детстве он боялся, что всю жизнь будет один и никто его не полюбит. Однако повзрослевший Ник выяснил, как сильно он заблуждался. «Отсутствие конечностей делает меня необычным в физическом отношении, но в стремлении любить и быть любимым я ничем от вас не отличаюсь», — говорит он в своей книге. У любви нет преград — этому учит Ник Вуйчич.

Юрий Ермолаев «Дом отважных трусишек»

Школьнице Наде предстоит серьезная операция. Чтобы встать на ноги уже через год, ей нужно стать первопроходцем и решиться на сложное хирургическое вмешательство. «Отважная трусишка» очень хочет жить нормальной жизнью и дает согласие.

Повесть рассказывает о подвиге, на который зачастую идут не только врачи, но и сами пациенты, страдающие от тяжелых недугов. Ведь решиться на сложную операцию и пройти все шаги — от хирургического вмешательства до восстановления — подчас бывает очень непросто.

Книга показывают мир людей с особенностями изнутри. Дает понять, что быть особым — не значит быть хуже или лучше других, осознать, что никогда не стоит отказываться от своей мечты.

свернуть