Профилактика семейного неблагополучия

Информацию приуроченную Единому Дню здоровья «10 сентября - Всемирный день профилактики суицидов»

10 сентября - Всемирный день предотвращения самоубийств!

 

Ежегодно 10 сентября Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), при поддержке Международной ассоциации по предотвращению самоубийств проводит Всемирный день предотвращения самоубийств.

Глобальной целью проведения Всемирного Дня предотвращения самоубийств является уменьшение уровня суицидов и суицидальных попыток среди населения во всех странах посредством осуществления мероприятий, направленных на профилактику суицидального поведения населения, объединяющие усилия многих министерств, ведомств, местных исполнительных и распорядительных органов, общественных объединений, религиозных конфессий.

Суицид (самоубийство) – это действие с фатальным результатом, которое было намеренно начато и выполнено умершим в осознании и ожидании фатального результата.

Согласно оценкам ВОЗ, суицид остается одной из основных причин смерти во всем мире. В 2019 году в мире в результате самоубийства ушло из жизни более 700 000 человек, т.е. одна из каждых 100 смертей – самоубийство; это обстоятельство побудило ВОЗ разработать новые рекомендации для помощи странам в повышении эффективности профилактики самоубийств и оказания помощи лицам, совершившим попытку самоубийства.

Для оказания поддержки странам в их усилиях по предупреждению самоубийств, ВОЗ публикует всеобъемлющие рекомендации по реализации своего подхода LIVE LIFE (Сохрани жизнь). Данный подход включает в себя четыре стратегии:

- ограничение доступа к орудиям совершения самоубийства;

- разъяснительная работа со СМИ о необходимости ответственного подхода к освещению самоубийств;

- содействие развитию социально-эмоциональных навыков у подростков;

- раннее выявление, оценка, оказание поддержки и последующее наблюдение за всеми, кто страдает от суицидальных мыслей и поведения.

Ведущей стратегией ВОЗ по снижению риска суицидов является идентификация специфических групп риска в населении с определением конкретных проблем и потребностей в каждой из этих групп. Как правило, проблематика всегда бывает комплексной и требует таких же комплексных, межведомственных вмешательств: социальная защита и экономическая безопасность, доступность психологической и медицинской помощи, информированность людей о возможности получения конкретной помощи по проблеме, специфичной для данной группы риска.

Наиболее характерный возраст для совершения попытки суицида – это возраст около 45 лет, распространен он также среди молодых людей в 15-29 лет. В группу повышенного риска также попадают люди пожилого возраста, в особенности те, которые имеют серьёзные соматические заболевания или страдают от одиночества.

Такие факторы, как депрессия и злоупотребление алкоголем, значительно увеличивают риск совершения суицида.

Профилактика самоубийств относится к приоритетным вопросам демографической безопасности Республики Беларусь. Важность подчеркивает включение мероприятий профилактики суицидального поведения в подпрограмму 3 «Предупреждение и преодоление пьянства и алкоголизма, охрана психического здоровья» Государственной программы «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» на 2021-2025 годы», утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19 января 2021 года № 28.

Профилактика суицидального поведения представляет собой одну из важнейших задач общества, осуществление которой возможно только при интеграции усилий множества ведомств в единую превентивную стратегию.

Проблема суицидального поведения сложна и многогранна. На конечный выбор человека в кризисной ситуации влияет много разнообразных факторов. Многие люди, задумывающиеся о том, чтобы лишить себя жизни или совершившие попытку самоубийства, не обращаются за помощью и поэтому не получают ту помощь, в которой они нуждаются.

Люди в кризисных и сложных жизненных ситуациях могут получить психологическую помощь позвонив на «Телефон доверия» службы экстренной психологической помощи.

В Минской области указанная служба работает на базе учреждения здравоохранения «Минский областной клинический центр «Психиатрия-наркология». Психологическая помощь оказывается бесплатно, анонимно, круглосуточно и без выходных по телефонам: 8 (017) 311-00-99 (городской), 8 (029) 101-73-73 (А1), 8 (029) 899-04-01 (МТС; с возможностью обращения через мессенджеры Viber, Telegram, WhatsApp).

свернуть

Кодекс Республики Беларусь об Административных Правонарушениях

Статья 159. Уголовного кодекса РБ

Оставление в опасности

1.Неоказание лицу, находящемуся в опасном для жизни состоянии, необходимой и явно не терпящей отлагательства помощи, если она заведомо могла быть оказана виновным без опасности для его жизни или здоровья либо жизни или здоровья других лиц, либо несообщение надлежащим учреждениям или лицам о необходимости оказания помощи

– наказываются общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до одного года.

2.Заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни и здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, заболеванию или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать потерпевшему помощь и был обязан о нем заботиться,

 – наказывается арестом или ограничением свободы на срок до двух лет.

3.Заведомое оставление в опасности, совершенное лицом, которое само по неосторожности или с косвенным умыслом поставило потерпевшего в опасное для жизни или здоровья состояние,

– наказывается арестом на срок до шести месяцев или лишением свободы на срок до трех лет.

 

Статья 10.3. Невыполнение обязанностей по воспитанию детей

 

1. Невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию детей, повлекшее совершение несовершеннолетним деяния, содержащего признаки административного правонарушения либо преступления, но не достигшим ко времени совершения такого деяния возраста, с которого наступает административная или уголовная ответственность за совершенное деяние, – влечет наложение штрафа в размере до десяти базовых величин.

2. Невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по сопровождению несовершеннолетнего в возрасте до шестнадцати лет либо по обеспечению его сопровождения совершеннолетним лицом в период с двадцати трех до шести часов вне жилища – влечет наложение штрафа в размере до двух базовых величин.

свернуть

Профилактика семейного неблагополучия

В любом государстве и любом обществе всегда были, есть и будут дети-сироты и дети, которые по разным причинам остаются без попечения родителей. И в этом случае общество и государство берет на себя заботу по развитию и воспитанию таких детей. Ребенок, потерявший родителей - это особый, по-настоящему трагический мир. Потребность иметь семью, отца и мать - одна из сильнейших потребностей ребенка.  Вместе с тем, ситуация усугубляется, если у ребенка есть родители, но они забыли об этом, не уделяют ему внимания, не заботятся о нем, зачастую ведут аморальный образ жизни. Ребенок при живых родителях является социальным сиротой.

   Социальные сироты - это не только дети, родители, которых лишены родительских прав, но и дети, родители которых юридически не лишены прав, но фактически не заботятся о своих детях.

       К факторам социального риска, отрицательно влияющим на выполнение семьей своих функций, относятся:

- социально-экономические факторы: низкий материальный уровень жизни семьи, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия;

- медико-социальные факторы: инвалидность или хронические заболевания родителей, других членов семьи. Вредные условия работы родителей, и особенно матери, пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами;

- социально-демографические факторы: неполная или многодетная семья, семьи с несовершеннолетними или престарелыми родителями, семьи с повторным браком и сводными детьми;

- социально-психологические и психолого-педагогические факторы: семьи с деструктивными эмоционально-конфликтными отношениями супругов родителей и детей, педагогической несостоятельностью родителей и их низким общеобразовательным уровнем, деформированными ценностными ориентациями;

- криминальные факторы: алкоголизм, наркомания, аморальный и паразитический образ жизни семьи, семейные скандалы, проявление жестокости и семейного насилия, наличие судимых членов семьи.

 Растущие масштабы асоциального поведения среди взрослых стимулируют развитие аналогичных процессов и в детской среде. Рост числа разводов является одним из факторов, неблагоприятно влияющих на судьбу детей. Увеличивается количество детей, рожденных вне брака. Материальные трудности, суженный круг внутрисемейного общения в неполной семье негативно сказываются на детях. Они труднее налаживают контакты со сверстниками, у них чаще, особенно у мальчиков, встречаются невротические симптомы. Более 50% несовершеннолетних нарушителей выросли в неполной семье, более 30% детей, имеющих психические отклонения, росли без отца.

            Главными нарушителями прав детей являются их родители, то есть лица, на которых в соответствии с законом в первую очередь возложена обязанность по защите прав и интересов детей, заботе об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии. Нарушения прав детей зачастую происходят в результате неисполнения родителями своих родительских обязанностей. Причинами такого поведения являются как обыкновенная пассивность родителей, так и их противоправное поведение.

           Воспитание ребенка, забота о его здоровье и благополучии – это трудоемкий процесс, требующий от родителей много сил и терпения. Как показывает практика, даже в благополучных семьях, где родители испытывают искреннюю любовь и привязанность к своим детям, в воспитательном процессе могут использоваться такие формы воздействия на ребенка, как телесные наказания, запугивание, оскорбления. Проблема жестокого обращения с детьми остается одной из самых актуальных и острых в ряду иных проблем, связанных с соблюдением и защитой прав и интересов несовершеннолетних. Для многих детей столкновение с насилием происходит в семье.

           Значительно хуже положение детей в семьях с более низким уровнем культуры, где к ребенку относятся, как к обузе. Указанные выше способы воспитания, которые для первой группы семей являются скорее исключением, здесь - норма. Ситуация еще более обостряется, если один или оба родителя страдают алкогольной зависимостью или наркоманией.

  Особенно необходимо привлечь внимание к такому виду насилия, как пренебрежение к нуждам детей, которое выражается в отсутствии элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.

   Пренебрежение может выражаться в том, что родители не обеспечивают ребенка необходимым количеством пищи, одежды, сна, гигиенического ухода. Кроме того, пренебрежение проявляется в недостатке со стороны родителей уважения, внимания, ласки, тепла, в отсутствии должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая. Опасность данного вида насилия заключается в том, что это скрытая форма, которая не поддается правовой квалификации и, соответственно, не подлежит ответственности. Вместе с тем именно этот вид насилия зачастую становиться источником более страшных преступлений, совершаемых в отношении несовершеннолетних. Положение дел осложняется также тем, что многие дети боятся сообщать о случаях насилия в отношении них, а родители, которые должны защищать своих детей, не желают «выносить сор из избы» в случае, если насилие совершается супругом или другим членом семьи.

          Принятие Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» стало серьезным шагом в создании системы работы по защите прав и законных интересов детей, повышение ответственности родителей за их воспитание. В Декрете определен порядок выявления и учет несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, что  рассматривается как комплекс профессиональных действий органов, учреждений и иных организаций по установлению факторов, угрожающих благополучию, здоровью и жизни несовершеннолетних и обусловливающих необходимость вмешательства с целью нормализации ситуации, устранения причин и условий неблагополучия.

        Принятые нормативные и правовые документы позволили определить модель работы по защите детей, находящихся в социально опасном положении (далее СОП) и нуждающихся в государственной защите. Она имеет следующие компоненты:

- выявление неблагополучия в семье;

- предоставление комиссии по делам несовершеннолетних права принимать решение о признании находящимся в СОП и нуждающимся в государственной защите (отобрании ребенка у родителей);

- решение о лишении родительских прав на заседании комиссии по делам несовершеннолетних (коллегиально) в два этапа: отобрание до 6 месяцев (с целью межведомственной помощи семье и ребенку), затем – рассмотрение вопроса о лишении родительских прав в судебном порядке;

- объединение всех материальных и человеческих ресурсов для решения главной задачи – помощи конкретной семье и конкретному ребенку (создание межведомственного плана защиты прав и законных интересов ребенка);

- социальный патронат семьи и вовлечение самой семьи в процесс реабилитации, как главного условия выведения ребенка из категории СОП.

        Отказ родителей от участия в реализации межведомственного плана создания благоприятных условий для жизни ребенка в семье, является главным критерием для принятия решения о лишении родительских прав.

         Важным в работе является не наказание родителей лишением родительских прав и отобранием ребенка, а создание возможностей для поддержки семьи, нормализации отношений в ней и сохранения семьи для ребенка.

Работа учреждения по профилактике семейного неблагополучия

    В  учреждении работа по защите прав и законных интересов, профилактике и устранению социально опасного положения несовершеннолетних строится на взаимодействии всех заинтересованных служб по своевременному выявлению неблагополучных семей.

    Мы считаем, что одна из основных причин признания ребенка нуждающимся в государственной защите – это несвоевременная и неэффективная система межведомственного взаимодействия и обмена информацией между всеми заинтересованными службами о детях, проживающих в неблагоприятных  условиях. Во многих случаях трудности семьи связаны с временными личностными, социально-психологическими, материальными кризисами, которые могут быть выявлены на ранних стадиях. Следовательно, систематическая работа всех заинтересованных служб по профилактике социального сиротства и психолого-педагогическая помощь кризисным семьям просто необходима.

    Сдерживание распространения социального сиротства посредством координации действий всех заинтересованных организаций и усиления профилактической работы с неблагополучными семьями с целью сохранения семьи для ребенка – главная задача нашей работы.

    Выявление детей, находящихся в социально опасном положении, их признание таковыми осуществляется по результатам изучения положения несовершеннолетнего в семье.  По результатам изучения, комиссией оформляется акт обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего. С целью получения полной информации о семье, где выявлены признаки  неблагополучия, издается приказ по учреждению и командой специалистов проводится социальное расследование. Его результаты заслушиваются на заседании педагогического совета. Акт обследования заместителем заведующего по основной деятельности, педагогом-психологом и воспитателем,  также  выносится на заседании педагогического совета, куда приглашаются родители, и открытым голосованием принимается соответствующее  решение. Данное решение утверждается протоколом педагогического совета. Информируется отдел образования, спорта и туризма Московского района г.Бреста. Туда же передается первичный акт, выписка из протокола заседания педагогического совета.

    Сопровождение детей, находящихся в социально опасном положении, начинается с разработки плана защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего, в который включаются те виды неблагополучия, которые были прописаны в первичном акте, именно по каждому ребенку и его семье. Согласовываем этот план с участковым инспектором ИДН,  учреждением здравоохранения,  при необходимости с другими заинтересованными службами, утверждается руководителем учреждения.

    Затем родители приглашаются в учреждение образования для беседы, ознакомления с планом защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего.  При постановке на учет несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении, на каждого оформляется  учетно-профилактическое дело, где хранятся документы, собранные за весь период сопровождения семьи. Первым документом в учетно-профилактическом деле является план защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего, затем все акты обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего, промежуточные отчеты и анализ  выполнения плана защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего. Промежуточные отчеты заслушиваются на заседаниях педагогического совета  не реже одного раза в квартал. Выписки из протоколов заседаний педагогических советов, копия свидетельства о рождении ребенка, психолого-педагогическая характеристика на него также хранятся в учетно-профилактическом деле.

    Анализ результатов плана защиты прав и законных интересов в присутствии законных представителей ребенка  заслушивается на педагогическом совете по истечении шести месяцев. Нельзя забывать, что решение о снятии ребенка с учета как находящегося в социально опасном положении принимается всеми ответственными лицами в соответствии с планом помощи.

    Характерны следующие варианты решения семейных проблем в конце этих шести месяцев:

1.      Если устранены причины и условия, повлекшие  признания ребенка находящимся в социально опасном положении, то мы снимаем несовершеннолетнего с соответствующего учета;

2.      Если не все причины социально опасного положения устранены и нет положительной динамики, то мы продлеваем план помощи и срок нахождения несовершеннолетнего на соответствующем учете;

3.      Резкое ухудшение положения в семье – ходатайствуем перед  ИДН  о признании несовершеннолетнего нуждающимся в государственной защите.

Во всех трех вариантах продолжается сопровождение семьи:

1)      В случае снятия ребенка с учета семья посещается в течении последующего  года  1 раз в квартал;

2)      В случае продления плана помощи семье оказывается социальная, педагогическая, психологическая, правовая поддержка. В рамках реабилитации семьи часто решаются такие проблемы, как трудоустройство родителей, организация лечения от алкогольной зависимости, налаживание внутрисемейных связей, восстановление родственных отношений, создание благоприятной психологической атмосферы, коррекция ценностных приоритетов и многое другое.

    Главное – восстановить воспитательный потенциал семьи, поскольку ни одно, даже самое прекрасное, государственное учреждение никогда не сможет заменить ребенку семью.

3)      В случае необходимости государственной защиты школа тесно сотрудничает с социально-педагогическим центром и отслеживает положение в семье, оставшейся без ребенка.

     В настоящее время нет более важной обязанности, чем обеспечить реализацию прав детей, их благополучие, сделать их жизнь свободной от страха, одиночества, нужды, дать возможность расти в своей или замещающей семье, что в дальнейшем позволит им успешно самореализоваться в жизни.

Чтобы дети росли нормально, они должны чувствовать наши заботливые руки. Многое может быть в их жизни скромным: еда, одежда, жилище. Но им нельзя испытывать недостатка в чувстве защищенности.

свернуть

Психологическая помощь на территории Молодечненского района

Психологическая помощь на территории Молодечненского района оказывается по телефону "Доверие"  8-0176-74-66-20

 

Круглосуточный доступ в "кризисную комнату" осуществляется по телефону 8-029-102-07-22

свернуть

Насилие в семье можно остановить

«Молодечненский районный территориальный центр социального обслуживания населения»

 Отделение социальной адаптации и реабилитации

Насилие в семье можно остановить

Что такое домашнее насилие?

Физическое насилие выражается в нанесении увечий, тяжких телесных повреждений, побоях, пинках, шлепках, толчках, пощечинах, бросании объектов и т.д.

Сексуальное насилие – это принуждение к сексуальному акту с использованием силы, угроз или шантажа (изнасилование), причинение боли или вреда здоровью посредством сексуальных действий.

Экономическое насилие – использование денег для контролирования партнера. Это отказ в содержании детей, единоличное принятие финансовых решений, создание ситуации, при которой партнер вынужден выпрашивать деньги или отчитываться в любых тратах, утаивание доходов, растрачивание семейных денег, запрет работать, принуждение работать, изъятие заработанных денег.

Психологическое насилие – выражается в унижении, оскорблении, контролировании поведения, изоляции, ограничении круга общения жертвы, допросе, шантаже, угрозах причинения насилия и т.д.

Как предупредить насилие:

 Не быть инициатором борьбы. Не допускать, чтобы ответственность за начало нового эпизода борьбы могла быть возложена на вас.

  • Помочь партнеру прекратить борьбу против вас. Это означает: сделать так, чтобы ему стало понятно, что он своих целей не достигнет, если будет стремиться подавить вас или тайно влиять на вас.
  • Сделать так, чтобы партнеру было ясно, что бороться невыгодно, в первую очередь, для него же самого.

 Чтобы управлять ситуацией,

вам следует:

 Исключать эмоциональные «перехлесты», которые захватывают вас, лишают способности принимать взвешенные решения.

  • Обеспечивать свободу принятия решений.
  • Снижать свою податливость к нежелательному психологическому воздействию.

В ситуации нарастания конфликта попытайтесь перейти в особый режим функционирования. Он включает в себя три состояния:

Спокойствие, готовность к гибкому поиску путей к взаимопониманию. Осознание своих долгосрочных, а не сиюминутных интересов.

Уважение к другому, признание его права на ошибки, готовность помочь ему от них избавиться. Способность уступить там, где это не принципиально.

Быть начеку, исполниться силой. Готовность к борьбе, мобилизация. Однако состояние борьбы не должно захватывать вас – иначе вы рискуете потерять контроль над ситуацией.

Если вам угрожает насилие, вы можете составить план, который позволит вам быстро действовать в момент, когда это необходимо. Никто лучше вас не знает вашей ситуации, поэтому составьте такой план, который будет полезен именно вам.

Вот пример такого плана:

  • Если вы чувствуете, что можете подвергнуться насилию, уходите, пока агрессора нет поблизости. Договоритесь о безопасном месте с кем-то, кому вы можете доверять.
  • Вы должны знать, как связаться с ближайшим отделением милиции или кризисным центром.
  • Если у вас нет возможности покинуть дом, закройтесь в комнате с телефоном и позвоните в милицию, или кому-то, кто может помочь вам.
  • Кричите так, чтобы ваши соседи могли услышать вас и вызвать милицию.
  • Если вы вынуждены оставить дома детей, позвоните в милицию, как только покинете дом.
  • Проверьте себя и детей на наличие травм и, если это необходимо, обратитесь в травмпункт или поликлинику.
  • Если вы решили уйти насовсем, вам понадобятся паспорт и документы на детей, деньги, необходимые лекарства, вещи первой необходимости или имеющие личную ценность. Предусмотрите это заранее

Ни один человек не может подвергаться избиениям, угрозам, унижениям и всему тому, что приводит к эмоциональным травмам или физическим повреждениям. Уважайте себя. Защищайте свои права.

Если Вы или Ваши близкие подверглись насилию, Вы можете обратиться к нам за помощью.

г. Молодечно

ул.Тавлая,4

 

МТС 8-033-381-57-22

 

Телефон «Доверие»

 74-66-20

 

www.mol-rtson.lepshy.by

 

Общенациональная бесплатная горячая линия

 для пострадавших от

 домашнего насилия

8-801-100-8-801

свернуть

«Показатели неблагополучия семьи»

1.     Социально-экономические:

  • длительная безработица одного (обоих родителей), нежелание работать, а также частая смена мест трудоустройства;
  • длительный статус «малообеспеченной» семьи и низкий материальный достаток;
  • расходование имущества, принадлежащего ребенку, и денежных средств (пособий на ребенка, пенсий по потери кормильца и т.д.) не по целевому назначению;

отсутствие элементарных продуктов питания, мебели, постельных принадлежностей и т.д.;

  • необеспеченность ребенка сезонной одеждой и обувью, школьными принадлежностями и т.д.;
  • задолженность (более 6 месяцев) перед жилищно-коммунальными службами по квартирной плате и коммунальным платежам;
  • частое обращение в социальные службы и благотворительные организации об оказании материальной помощи и поддержки.

2. Медико-санитарные:

  • антисанитария жилища, пренебрежение минимальными санитарно-гигиеническими нормами;
  • отсутствие в квартире (доме) электричества, отопления;
  • алкогольная или наркотическая зависимость родителей, постановка их на учет в наркологический или психоневрологический диспансер;
  • неухоженность и неопрятность детей, наличие у них частых заболеваний и травм;
  • несоблюдение родителями медицинских предписаний врачей относительно лечения ребенка, отсутствие активности родителей, когда речь идет о здоровье детей (игнорирование прививочных мероприятий, медосмотров и пр.), бездействие родителей при необходимости оказания детям медицинской помощи;
  • противоречивые, путаные объяснения родителей относительно причин возникновения травм и синяков у ребенка, обвинение в произошедшем только несовершеннолетнего.

3. Социально-демографические:

  • родители имеют статус лиц без определенного места жительства;
  • устойчивое неправильное репродуктивное поведение семьи и особенно матери (беременности, которые заканчиваются абортами или отказом от ребенка);
  • выраженная конфликтная ситуация в семье при разводе родителей;
  • родители или один из них посещает деструктивную секту;
  • родители или один из них ранее лишался родительских прав по отношению к старшим детям.

4. Психолого-педагогические:

  • полное равнодушие родителей и отсутствие заботы и внимания к ребенку;
  • непосещение родителями учреждения образования, в котором воспитывается (обучается) ребенок, несмотря на неоднократные приглашения со стороны администрации;
  • систематическое применение к ребенку антипедагогических мер воздействия;

насилие и жестокое отношение к ребенку, пренебрежение его основными интересами и нуждами;

  • устойчивое уклонение родителей от контактов со специалистами, игнорирование их рекомендаций;
  • повторяющиеся или затяжные конфликты в семье, нарушения взаимоотношений между членами семьи.

 

5. Криминально-аморальные:

  • постановка родителей на учет в органах внутренних дел;
  • нарушение родителями общественного порядка по месту жительства, организация сборищ и притонов;

аморальный и паразитический образ жизни родителей (употребление спиртного, наркотиков, токсических веществ, бродяжничество, попрошайничество и т.д.), вовлечение ребенка в преступную деятельность и антиобщественное поведение (приобщение к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ, принуждение к занятию проституцией, попрошайничеством, азартными играми);

  • проявления жестокости в семье (к жене (мужу), детям, престарелым родителям) и вне семьи;
  • наличие судимых членов семьи, приверженных к субкультуре преступного мира;
  • попытки покончить жизнь самоубийством одним из членов семьи;
  • оставление ребенка без пищи, тепла, присмотра, изгнание несовершеннолетнего из дома;
  • вследствие безнадзорности или беспризорности систематические пропуски занятий в учреждении образовании ребенком без уважительных причин, посещение  деструктивной секты, криминальной группировки, наличие у ребенка алкогольной или наркотической зависимости, постановка его на учет в наркологическом диспансере, уходы ребенка из семьи, попрошайничество, бродяжничество, совершение правонарушений и преступлений, совершение ребенком суицидальных попыток.
свернуть